Перейти в начало сайта Перейти в начало сайта
Журнал «Сумбур»
smbr.ru: Журнал «Сумбур»
Начало сайта / Разное
Начало сайта / Разное

Личности

История любви

Марина Цветаева

Худ. литература

Афанасьев

Андерсен

Бейтс

Бальзак

Бунин

Генри

Лондон

Мопассан

Эдгар По

Чехов

Изнанка зеркала

Страны и города

Украина

Деликатес

Разное

Танго с тенью

В царстве тени

Антье ВИНДГАССЕН
Наталия КЕНИНГ, перевод с немецкого

Она сопровождает нас днём и даже ночью. Она всегда с нами, нам с нею – с тенью – не расстаться. Иногда можно просто позавидовать нашей спутнице, так как ей подвластны свойства, которыми мы не владеем: то она вытягивается в длину, то становится короткой, без усилий взбирается на стены и запросто проходит сквозь огонь и воду. Всё-таки удивительно, что тень нами почти не воспринимается.

Частично это объясняется тем, что мы с детства привыкли к нашей тени и не можем представить без неё нашу жизнь. С другой стороны, мы, как правило, слепы по отношению к тому, что постоянно видим перед своими глазами. Психоаналитики предлагают совсем другое объяснение тому, почему мы с таким упорством игнорируем нашу же тень: она символизирует наше подсознание. В нём запечатлён как прекрасный, так и не совсем приятный жизненный опыт. Кому понравится такое напоминание?

Но опять же, мы не в состоянии совсем «отключить» наше подсознание. Об этом говорит частота употребления слова «тень». Словосочетания, пословицы и поговорки, такие как: «теневое хозяйство», «теневой кабинет», «следовать за кем-то как тень», «бежать от своей тени» или ещё «быть тенью самого себя» – относятся к каждодневному употреблению в речи. Так же как «подозрение, падающее на кого-то как тень», «перескочить через свою тень» или «поставить кого-то в тень». Мы боимся, что на наше личное счастье может «упасть тень». Некоторые пытаются «бежать от своей тени». (Удивительно! Все словосочетания совпадают слово в слово в разных языках! – Прим. Н.К.)

Как будто это так просто – убежать. Тень – это наша часть, неразрывно связанная с нами. От неё освободиться или совсем потерять можно только в литературе. И это не совсем приятно, как убедился герой сказки Питер Пен. Его отец, шотландский писатель сир Джеймс Бэрри, вернул Питера на Землю с прекрасного острова Нетландия только для того, чтобы Венди, другой персонаж этого произведения, «пришил» ему тень. Без тени даже такой герой как Питер Пен был только получеловеком. Ещё более страшной оказалась судьба героя сказки «Необычайные приключения Петера Шлемиля» Адельберта фон Шамиссо (1781...1838), немецкого писателя с французскими корнями. В ней главный герой продаёт свою тень и с тех пор вынужден жить одинокой и грустной жизнью. Единственный, кто сумел перехитрить свою тень – это персонаж комиксов Лаки Лук. Он может стрелять быстрее, чем его спутница, таким образом, будучи единственным в мире, кто является быстрее света.

Везде в мире с тенью связывают сомнения, смерть, чертей и различные неадекватные ситуации. Народности Сибири, всего лишь из-за осторожности, запрещают детям играть со своей тенью. Естественно, у психологов есть всему объяснение: всё связанно с отношением к себе самому и с древнейшим страхом перед темнотой. Поэтому и стоят на наших тумбочках рядом с кроватью ночные светильники.

Темнота имеет над нами неописуемую власть, половину нашей жизни мы живём ночью, в самой огромной тени мира. Насколько длинна ночь, зависит от времени года и географической широты. На экваторе разница между восходом и заходом солнца соответствует точно 12-ти часам. Полярная ночь длится 24 часа в сутки, летом на полюсе солнце вообще не заходит. Поэтому даже в час ночи людей сопровождает длинная тень.

Отсутствие тени, как у некоторых мистических персонажей, вызывает страх, ещё более загадочный, чем при темени. Часто «бестеневость» приписывают вампирам и призракам. И по средневековым приданиям, всем тем, кто продал душу чёрту. Они находятся на границе телесного существования и ада.

Имеется и радующее нас исключение, правда, только одно – ангел, которой, как известно, витает вокруг, не бросая тени. Зато у него имеется святой венец.

С определёнными обстоятельствами можно связать феномен, в результате которого даже нормальные люди превращаются в ангелов. Если очень сильный источник света, например, солнце, светит в спину человеку и мы одновременно видим этого человека сквозь дымку тумана, то мы видим лишь его тень, совпадающую с телом, обрамлённым сияющей аурой. Она возникает в связи с эффектом отражения водяных капелек. Радиус этого «святого венца» зависит от величины капель, чем мельче они, тем пространственнее это «сияние».

Желание «заморозить тень» привело к следующему эксперименту. Вся тайна в фосфоресцидной краске, как на циферблате некоторых часов. Сначала стену покрывают этой краской, становятся перед этой стеной и освещают себя и стену светом. Фосфоресцидные молекулы «впитывают» фотоны света только на той части стены, на которую не падает тень. При выключении источника света стена начинает излучать свет в местах облучения. Теневой силуэт при этом кажется замороженным. Если вновь на стену направить свет, то это очертание тает как снег на солнце.

В тропических широтах есть точки «сгорания» тени на солнце. Там раз в год (на экваторе даже дважды) в полдень под углом 90° мы лишаемся нашей тени.

Поэтому логично, что на севере, например в Исландии, тени в зависимости от времени года удлиняются или укорачиваются. Если измерить длину тени человека ростом в 1,7 м 21 июня (самый продолжительный день в году) в 12 часов дня, то его тень будет иметь длину 1,51 м. А в самый короткий день (21 декабря) длина его тени вытягивается до 131,62 метров. Для сравнения, в Лондоне длина тени человека такого же роста 21 июня напоминает тень гнома – 0,94 м, и 6,46 м 22 декабря. Ещё более удивительным становится сравнение с исландскими тенями, если мы возьмём в руки измерительную ленту где-то на Кубе. Там 0 м летом и 1,80 м зимой.

Но и сама Земля создаёт тень. Её конусообразная тень прорезает темноту вселенной, оставляя ещё более тёмное пятно длиной в 1 379 200 километров. На расстоянии в 384 000 километров, т.е. на орбите Луны, тень нашей планеты составляет 9 170 километров. Попадает спутник Земли в эту тень, и мы можем наблюдать лунное затмение. Иногда всё происходит наоборот. Если Луна стоит между Солнцем и Землей, она отбрасываает свою тень на нашу планету – происходит солнечное затмение. Эта редкая космическая игра света и тени нагнетает на современного образованного европейца, как и в прошлые века, траурные мысли: опять говорят о конце света, предсказывают всевозможные катастрофы. Но ничего в действительности не происходит. Мы только в очередной раз осознаём, что мы всего лишь мелкая крупица в огромной вселенной.

К счастью, тень существует. Без неё мы были бы во многих случаях бессильны. С её помощью мы осязаем пространство, чувствуем три измерения. Она защищает нас от большого количества солнца, спасая иногда нашу жизнь. И дамы, носящие шляпы с широкими полями и солнечные зонты, подтвердят, что тень может стать атрибутом моды.

В конце концов, для астрономов испокон веков тень Земли на Луне была доказательством шарообразной формы нашей планеты. И потому, что Луна не имеет атмосферы, тени там более чёткие, чем на Земле, что облегчает наблюдение.

Не только астрономы, но и другие учёные использовали тень для своих исследований. В III веке до нашей эры греческий учёный Эратосфен с удивительной точностю рассчитал длину окружности Земли по экватору. Для этого он вначале вычислил широты города Сиены (сегодня Асуан) и Александрии, где он был директором известной библиотеки. Так как Сиена лежит на северном тропике, то солнце в день летнего солнцестояния почти не образует тени. В Александрии же в этот день солнце светит под углом примерно в 7°. Эратосфену было известно расстояние между двумя городами, с помощью тригонометрии он смог рассчитать длину окружностей земного шара и другие величины.

На закате тень Сфинкса в Гизе в одинаковые дни зимы и лета указывает на пирамиду фараона Хефрена

За три года до этих расчётов греческий философ и математик Фалес Милетский, известный нам заключением «всякий угол, вписанный в полукруг, прямой», использовал тени пирамид Хеопса для своих высотных расчётов. И вообще, при постройке этих пирамид, пирамид Сфинкса и других строений того времени, уделялось большое внимание тому, куда и в какое время падает тень. На закате тень Сфинкса в Гизе в одинаковые дни зимы и лета указывает на пирамиду фараона Хефрена, одного из сыновей великого Хеопса. Археологи, исследовавшие эту природную игру, нашли схожесть между чертами лица головы Сфинкса и чертами Хефрена, бывшего у власти во время постройки этих архитектурных сооружений.

В древнем градостроении основное внимание уделялось именно игре света и тени, только после учёта этих условий под них подстраивали строительные и архитектурные критерии. Этруски и римляне организовывали свои поселения на основе перпендикулярно пересекающихся осей, так называемых «кардо» и «декимано». Кардо должна быть всегда направлена на север, так как в этом направлении вращается небосвод, таково было тогдашнее убеждение.

Но где север? Так как компас в то время ещё не был изобретён, древние учёные пришли к другому замечательному методу. Вокруг воткнутого в землю шеста проводили окружность. Утром маркировали место, где кончик тени шеста касался окружности. То же самое повторяли после обеда. Соединив два пункта, получали восточно-западное направление. Перпендикуляр к этой линии указывал на север.

Аналогичным образом можно и в наше время, заблудившись, найти выход из ситуации. Начертите на земле циферблат, воткните в центр шест и направьте маленькую стрелку ваших часов так, чтобы текущее время совпало с тенью шеста. Протяните из полученного пункта линию к цифре 12, полученный угол разделите пополам – линия раздела будет направлена на север. Естественно, все сработает только при дневном свете. А ночью нам указывает путь полярная звезда, если она не скрыта в густых облаках.

Театр теней возник некогда в Китае

Тень интересна не только с научной точки зрения. Иногда простой театр теней поднимет настроение. В форме кукольного театра эта игра возникла некогда в Китае и в других странах юго-восточной Азии. Плоские фигуры двигаются между светопроницаемым полотном и источником света. Идёт вечная борьба между добром и злом, и, как правило, добро побеждает. Традиционно фигуры с самыми интересными профилями изготавливали из кожи, дерева, картона и металла. Иногда использовали прозрачные материалы, для создания «теневых образов».

У нас, к сожалению, эта форма театра не нашла большого распространения, зато широко известны теневые представления, в которых с помощью ладоней изображаются различные животные. Весёлое развлечение для любого детского праздника, так как дети, подключая свою фантазию, увлекаются игрой.

Тени возбуждают наши представления куда больше, чем реальные вещи. Психологи пришли к выводу, что очертания раздевающейся женщины на освещённой стене, вызывают у большинства мужчин больше сексуального возбуждения, чем стриптиз на открытой сцене. Хотя в каждой из ситуаций происходит одно и тоже действие. Просто в первом случае вся эротика прокручивается в собственной фантазии, и эта фантазия куда более возбуждающа, чем голая реальность.

Одним из древних видов искусства считается работа над очертаниями, например, вырезание профилей. Уже в каменном веке пещерные художники создавали теневые картины людей, животных и предметов только по очертаниям. Египтяне, так же как и греки, использовали эту технику рисования для украшения сосудов и ваз. Сегодня вырезание бумажных силуэтов – одна из самых распространённых форм уличного творчества. На берегу Сены в Париже, или на пешеходных зонах многих немецких городов в летнее время можно встретить людей, которые за небольшой гонорар вырежут из чёрной бумаги ваш силуэт.

Кульминацией миниатюрных силуэтных портретов было время примерно с 1750 по 1850 годы. Тогда они пользовались огромной популярностью во Франции, Англии и Германии. Ещё и сегодня ностальгические открытки содержат отголоски того времени. Но позже появилась фотография, вытеснив эти теневые картинки на задний план.

Понятием «силуэт», возникшим во Франции, мы обязаны министру финансов Людовика XV. Этьенн де Силуэтт (1709...1767) был очень сознательным министром, но при попытке пополнить обнищавшие государственные кассы впал в немилость. Он предпочитал облагать налогами земельные владения привилегированных слоёв, они же в свою очередь были убеждены, что только крестьяне и граждане способны пополнить государственный мешок. Как только министр попытался сократить пенсии и содержания, его карьера моментально подошла к концу. Всего через 9 месяцев Силуэтт был отстранён от должности.

Несмотря на этод эпизод, его не забыли. Монсеньор де Силуэтт был крайне экономным человеком. Он с удовольствием ставил своих гостей в профиль перед листом белой бумаги и обрисовывал их теневые очертания кусочком угля. Таким образом, для декорирования салонов ему не понадобились дорогие картины, и его имя стало синонимом для теневых изображений.

Греческий философ Платон (427 – 347 до нашей эры) в своей притче о пещере утверждал, что человек живет, словно в пещере. Всё, что он воспринимает – это только тени на пещерной стене. А они, в свою очередь, только изображения происходящего, таким образом – отображение идей. Платон видел в философии цель освободить человечество от этого странного мировоззрения. Указать путь выхода и перехода в действительность, предоставляя возможность существовать только в реальном мире.

Был ли Платон прав? Может быть, действительно, всё, что нас окружает – это только тени? Если это правда, то где-то в мире должна существовать действительность. Так как всегда существует нечто с чёткими очертаниями, порождающее тень.

 

Источник информации:

Немецкое издание журнала «Р.М.»

Дата публикации:

26 февраля 2004 года

Электронная версия:

© Сумбур. Разное, 2001


В начало сайта | Личности | Худ. литература | Страны и города | Деликатес | Разное
© МОО «Наука и техника», 1997...2017
О журналеКонтактыРазместить рекламуПравовая информация
Яндекс цитирования сайта smbr.ru
Яндекс.Метрика