Перейти в начало сайта Перейти в начало сайта
Журнал «Сумбур»
smbr.ru: Журнал «Сумбур»
Начало сайта / Разное / Праздники
Начало сайта / Разное / Праздники

Личности

История любви

Марина Цветаева

Худ. литература

Афанасьев

Андерсен

Бейтс

Бальзак

Бунин

Генри

Лондон

Мопассан

Эдгар По

Чехов

Изнанка зеркала

Страны и города

Украина

Деликатес

Разное

Воскресение Христово. Русская пасхальная икона
Русская пасхальная икона,
1850 г.
увеличить изображение

Шесть Пасх на одного Бога


Календари не только врут, но и ссорят людей. Пример тому – отношения между верующими, которые по-разному отмечают Пасху. Самаритяне и иудеи когда-то поссорились из-за Пасхи. Зато теперь в Иерусалиме отмечается шесть Пасх, хотя и в разное время. Потомки вавилонских кочевников, переселившихся в Палестину до рождества Христова – самаритяне, живут по раннеиудейскому летоисчислению, отрицают Талмуд и признают только Пятикнижие Моисея и книгу Иисуса Навина. От иудаизма они отошли ещё до VI века до нашей эры. Учёные до сих пор спорят о том, при каких обстоятельствах это произошло. Потому ли, что колонисты не захотели отказаться от своих языческих жён, как сделали иудеи? Или из-за того, что нашли недалеко от Наблуса место, ставшее их собственным святилищем?

В Евангелии от Луки есть притча о «добром самаритянине»: он оказал помощь страннику, на которого напал разбойник, тогда как иудейский священик прошёл мимо. Но уже много веков самаритян и иудеев разделяет религиозная рознь. Одна из причин – Пасха. Самаритяне – небольшая этническая группа, живущая в Палестине и насчитывающая всего 650 человек, и они по сей день совершают жертвоприношения, от которых евреи отказались после разрушения их храма в Иерусалиме. Пасху самаритяне отмечают закланием ягнят на горе Гаризим, где, как они считают, Авраам некогда хотел принести в жертву своего сына. Но это не единственный праздник Пасхи на этой земле.

Пасхальный заяц

Евреи празднуют Песах – праздник в знак осовобождения из египетской неволи – почти на месяц раньше самаритян, западные христиане – чуть позже евреев, а православные – позже самаритян и одновременно с армянами, сирийцами, коптами и эфиопцами, живущими в Палестине, хотя в каждой из иерусалимской общин соблюдаются по этому случаю свои традиции. В течение пяти недель в разных религиях чествуют одного и того же Бога. Различия повились и во времени, и в обрядах. Немецкая Пасха напоминает о том, как язычники встречали весну. Остара – величали богиню весны древние германцы (отсюда – Ostern). И если пасхальное яйцо (как символ жертвы) и горящая свеча (как символ воскресения в раннем христианстве) сохранилась в качестве чисто религиозных элементов, то пасхальный заяц, олицетворяющий дух плодородия – дань традициям язычников.

В Иерусалиме самаритяне празднуют Пасху, как и много веков назад, строго соблюдая один и тот же обряд. Мальчики, одетые в белое, играют с ягнятами, пока мужчины, тоже в белом, подпоясанные, как накануне исхода из Египта, готовят пищу. Белый цвет означает ожидание жертвы. После молитвы, произнесённой главным священником, ягнят закалывают. Женщин на процедуру не допускают. Жертвенной кровью мажут друг другу лица: отец – сыну, старший – младшему. Разделанные тушки жарят на открытом огне, их столько, сколько домов в посёлке, и если едоков не достаточно – приглашают соседей. К утру не должно остаться ни кусочка. Пресный хлеб и горькая зелень... Лишь кока-кола не соответствует историческому меню. Но отказаться от неё не могут даже самаритяне.

У евреев агнца заменяет пропеченный кусочек мяса с косточкой и крутое яйцо. Особую смесь из тёртых яблок, орехов, корицы и вина готовят для вечерней трапезы – «седера». Седер существовал ещё до разрушения храма, но лишь позднее стал кульминацией Песаха. На нём читается Агада – легенда об избавлении еврейского народа от гнёта фараонов. Заключительный пасхальный обряд жители Иерусалима совершают в разное время. В святой четверг, в 8 часов утра, во дворе знаменитой церкви Гроба Господня совершают омовение ног греки, в 9 часов конты, в 10 эфиопы, в 14 латиняне. В тот же час у себя в квартале, в церкви святого Якова, начинают праздник армяне.

В этом соборе, сохранившемся со времён Средневековья, всего несколько стульев, при богослужении не сидят. Храм, посвящённый апостолу, которого обезглавили по приказу Ирода, украшает майолика, искусством которой армяне владеют мастерски. Чужому попасть сюда практически невозможно. Редкие исключения делаются только для дипломатов, высших священников других церквей, мэра и комиссара полиции. В Страстной четверг на православную Пасху в монастыре Марии Магдалины русские монашки поют тексты из Евангелия, потом глубокой ночью спускаются в спящий город, к приюту церкви Гроба Господня, которую они называют церковью Воскресения. Туда несут они из своего монастыря гробовой покров и эпитафии.

В Страстную пятницу христианской Пасхи дорогу «вия Долороза», проложенную в 1540 году францисканцами для «хождения по мукам», заполняют католики и протестаны. Она начинается от руин крепости Антония, котороую Ирод воздвиг для римлян. Без нескольких минут 11 греки начинают бить железом в деревянные гонги. В своё время турки запретили им пользоваться колоколами. Гонги означают: начался празник, и патриарх покинул свою резиденцию. Палестинские христиане проходят через город, играя на свирелях и держа крест на плече. Приезжие греки, очевидно, долго копившие деньги на поломничество, несут крест на спине, согнувшись под ним.

На протяжении пяти недель шесть раз повторяется Пасха. В это время в Иерусалиме можно встретить монахов из Чёрной Африки, домашних хозяек из Германии, дипломатов из ЮАР. Они молятся на ходу, преклоняют колена, фотографируют. Шесть религиозных общин Иерусалима используют для пасхальных обрядов одну Церковь, признавая, что Бог един. Шесть разных Пасх говорят о том, что у каждого он свой.

 

Источник информации:

Газета «Контакт», №9/205, 19.04–02.05.2003.

См. также:

  1. Воропай О. Диво. Сумбур, 2003.
  2. Леонидов Р. Прошедшая сквозь века. Сумбур, 2003.
  3. Шило Е.А. Великдень. Сумбур, 2002.
  4. Пасхи бывают разные. Сумбур, 2002.
  5. Биняшевский Э. Ab ovo. Сумбур, 2002.
  6. Воскресение Иисуса. Сумбур, 2002.
  7. Булгаков М.А. Понтий Пилат. Сумбур, 2002.
  8. Иваницкая З. Славянская великоденская писанка. Сумбур, 2002.
  9. Воропай О. Вербное воскресенье. Сумбур, 2002.

Дата публикации:

23 марта 2004 года

Электронная версия:

© Сумбур. Разное, 2001


В начало сайта | Личности | Худ. литература | Страны и города | Деликатес | Разное
© МОО «Наука и техника», 1997...2017
О журналеКонтактыРазместить рекламуПравовая информация
Яндекс цитирования сайта smbr.ru
Яндекс.Метрика