Перейти в начало сайта Перейти в начало сайта
Журнал «Сумбур»
smbr.ru: Журнал «Сумбур»
Начало сайта / Страны и города / Украина
Начало сайта / Страны и города / Украина

Личности

История любви

Марина Цветаева

Худ. литература

Афанасьев

Андерсен

Бейтс

Бальзак

Бунин

Генри

Лондон

Мопассан

Эдгар По

Чехов

Изнанка зеркала

Страны и города

Украина

Деликатес

Разное

Кем и когда основан Мариуполь?

Поиски исторических корней города

Николай Руденко

Руденко Николай Григорьевич   РУДЕНКО Николай Григорьевич (р. 14.11.1924, г. Дебальцево) – журналист, публицист, историк-краевед. Участник Второй мировой войны. Работал в газетах: «По пути Ильича», «Заря коммунизма», собкором областной газеты «Флаг победы» в Луганской области. В Мариуполе с 1963 года. Был зав. отделом, ответственным секретарем (1963...69) и первым заместителем редактора в «Приазовском рабочем» (1976...78), редактором газеты «Азовский моряк» (1969...76), на заводе имени Ильича (1978...85). Пишет на украинском и русском языках. Автор краеведческих очерков «Жданов» (в соавторстве с Д.Н. Грушевским, 1978), «Азовский круиз» (1979), «Сквозь тьму тысячелетий» (2000). Консультант энциклопедического справочника «Мариуполь».

 

Прежде, чем вести разговор о научно обоснованном возрасте нашего города, следует рассмотреть несколько общих аспектов градообразования в далеком и близком прошлом, на территории и дореволюционной России и Советского Союза, Донбасса и Приазовья.

Аспект первый

Он касается генезиса, то есть процесса зарождения и развития городов. Используя данные энциклопедических изданий, можно установить, что время основания целого ряда городов уходит в глубину веков первого тысячелетия, а время основания другого ряда городов даже во втором тысячелетии нам неизвестно. Поэтому их возраст исчисляют со времени первого упоминания в летописях и других исторических документах. Поэтому о них пишут: известен с такого-то года и город с такого-то года. За редким исключением возраст города определяют на основе археологических данных, как например 1500-летний возраст Киева.

В отдельную группу следует выделить города, которые основывались на территории России сразу как административные, торговые, промышленные и культурные центры со времен Петра I. Время основания каждого из них известно и указывается во всех источниках. Примером может служить Санкт-Петербург.

Подавляющее же число городов выросло из небольших населенных пунктов, поэтому о них в энциклопедических изданиях пишут: город с такого-то года.

Аспект второй

В нем следует рассмотреть научную трактовку как обобщающего термина «населенный пункт», так и названий всех существовавших селитебных единиц.

Итак, населенным пунктом считается «населенное место (поселение), первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного участка. Обязательным его признаком является постоянство использования его как места обитания из года в год (хотя бы сезонно).

Заимка – «поселение вдали от освоенных территорий». Называлось по имени первого занявшего то или иное место, обычно в тайге.

Починок (от слов «почин», «починать») – «небольшой новый поселок».

Погост – «первоначально центр сельской общины, а после – крупное селение с церковью и кладбищем. Лишь с XVIII столетия погостом стали называть отдельно стоящую церковь рядом с жилыми домами для клира и кладбищем, а позже – сельское кладбище».

Выселок – сельское поселение, куда все жители которого переселились из другого населенного пункта».

Зимовник – «укрепленный казачий хутор в Украине и юге России».

Хутор – «небольшое селение в Украине и юге России».

Острог – «с конца XVI – начала XVII века деревянное укрепление в Сибири».

Крепость – «укрепленный пункт (город), подготовленный к круговой обороне и длительной борьбе в условиях осады. До конца XIX века – укрепление на небольшой площади, окруженной крепостной оградой. Появились в древности».

Город – (в историческом значении термина) – «населенное место, огороженное и укрепленное стеной, крепость».

Деревня – «небольшое сельское поселение».

Село – «крупное крестьянское поселение с церковью или помещичьей усадьбой. У украинцев и белорусов – вообще селение, равнозначно деревне».

Поселок – «населенный пункт в СССР. Чаще городского типа».

Город – «населенный пункт, достигший определенной людности (критерий которой различен, обычно не менее 2...5 тысяч жителей) и выполняющий преимущественно промышленные, транспортные, торговые, культурные и административно-политические функции». Они чаще всего вырастают из более мелких населенных пунктов. Многие города, а точнее, их подавляющее большинство, выросло из мелких населенных пунктов, названных выше. Так на карте бывшего СССР в Смоленской области есть город Починок, в Костромской – город Погост, а в Ровенской области Украины есть город Острог и т.д.

Аспект третий

Здесь необходимо определить разницу в трактовке термина «город» с точки зрения современности и с исторической точки зрения.

Город в нынешнем понятии – это крупный населенный пункт, административный, промышленный, торговый и культурный центр.

Город в историческом значении – это населенное место, огороженное и укрепленное стеной; крепость.

Об этом, втором значении следует помнить при определении возраста любого города. Ведь в средние века (конец 5 – середина 17 веков) и в Европе, и на территории древнерусских земель и княжеств все возникавшие города окружались укреплениями для защиты от набегов кочевников и нападений враждующей стороны. Именно в пределах этих временных рамок мог возникнуть и возник «древний город Адомаха». В Московском же государстве города-крепости возникали для защиты от татар. С XVII века такие города-крепости появляются и в Северном Приазовье. Так в 1676 году появляется крепость Тор (ныне Славянск), в 1696 году – «крепость Троицкая на Таганьем Рогу» (ныне Таганрог), в 1697 году – Бахмутская (ныне Артемовск), в 1761 году – крепость святого Дмитрия Ростовского (ныне Ростов-на-Дону).

О крепости в устье Кальмиуса следует поговорить более подробно. Дело в том, что еще в 1826 году уездный землемер, мариуполец Яков Калоферов в «Камеральном описании городу Мариуполю» писал, что «некогда была устроена крепость по имени неизвестная, коей бастионы и рвы поныне в натуре еще видны». Заметим: если бы это было укрепление, построенное запорожскими казаками в 1734 году, коллежский регистратор Я. Калоферов не преминул бы написать об этом. Тогда ведь со времени ликвидации Запорожской Сечи прошло только полвека и еще были живы многие первопоселенцы. И если следовать исторической логике, то эти «бастионы и рвы» принадлежали древнейшему городу-крепости Адомахе.

Аспект четвертый

Необходимо также четкое определение термина «паланка». Он имеет два значения. Первое: паланка – слово татарское, и в буквальном переводе означает «небольшая крепость», а второе – название территориальной военно-административной единицы Запорожской Сечи. Эти два значения надо строго различать. И тогда будет ясно, что если Д.И. Яворницкий писал о Кальмиусской паланке в большом отдалении остающейся, то это значит, что речь шла о крепости Кальмиус. И если Феодосий Макарьевский в работе «Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской епархии. Церкви и приходы 18-го столетия» вел речь о знаменитой древнейшей, старожитной запорожской Кальмиусской паланке, то вел он ее о крепости Кальмиус.

Феодосий не зря называет Кальмиусскую паланку древнейшей и старожитной, то есть давным-давно обжитой. Ведь в одной из грамот царя московского Федора Иоанновича, датированной 1593 годом, говорится, что «в устье Кальмиуса татары имели город Кальмиус». А Д.И. Яворницкий в «Истории запорожских казаков» сообщал, что в 1694 году «кошевой Иван Шарпило ходил под Паланку, т.е. крепость Кальмиус, поскольку других крепостей от реки Молочной до Кальмиуса не было.

Аспект пятый

Как уже говорилось выше, города-крепости на территории бывшей Российской империи возникали в период, ограниченный временными рамками (см. аспект третий). Поэтому полезно систематизировать по времени упоминания в исторической литературе о населенных пунктах в устье Кальмиуса.

Хронология предыстории и начального периода истории нашего города IX...X века

Салтово-маяцкое поселение Адомах в устье Кальмиуса, обнаруженное археологами во время строительства завода «Азовсталь».

Материалы Мариупольского краеведческого музея.

«Список памятников археологии Украины». Донецкая обл. – Киев, 1988.

Руденко Н. Сквозь тьму тысячелетий. – Мариуполь, 2000. стр. 44...47.

XII...XIII век

«... Русские порты в устье Кальмиуса».

Мавродин В. Русское судоходство на южных морях с древнейших времен и до XVI века включительно. – Симферополь, 1959.

«... Эти порты на древних генуэзских картах были гаванями «древнего города Адомахи».

Руденко Н. Сквозь тьму тысячелетий. – Мариуполь, 2000, с. 48.

Существование «древнего города Адомахи» не подвергали сомнению составители «Описания городов и уездов Азовской губернии» (1782 г.), А. Скальковский («Хронологическое обозрение Новороссийского края». 1836 г.), Энциклопедический словарь издания Брокгауза – Ефрона, Г. Тимошевский («Мариуполь и его окрестности», 1892 г.), Д.И. Яворницкий («История запорожских казаков». 1892 г.), «Українська Радянська енциклопедія» т. 5 (1961 г.), «Радянська енциклопедія історії України» (1970 г.), «Історія міст і сіл УРСР. Донецька область» (1971 г.), А. Лисянский «Конец Дикого поля» (1973 г.). Не отрицает его существования и Р. Саенко («Из истории основания города Мариуполя». 2002 г.).

1500 год

Казаки (потомки бывших бродников – см. стр. 49...54 «Сквозь тьму тысячелетий» о бродниках – Н.Р.) еще до объединения в Запорожскую Сечь построили в устье Кальмиуса зимовник Домаха.

Чорногор А. До історії заснування м. Жданова. // Український історичний журнал. – 1971. №4.

Лаврів П. Історія Південно-Східної України. – Київ, 1996.

XVI век. Первая треть

«У самого устья Кальмиуса ... в XVI веке возникло запорожское городище Домаха.

Лисянский А. Конец Дикого поля. – Донецк, 1973.

1584 год

Донские казаки ходили на татар под Кальмиус. Примечание: Запорожские казаки еще не осуществляли акций против татар по соглашению с царским правительством.

Лисянский А. Конец Дикого поля. – Донецк, 1973.

Архивы времен царя Федора Иоанновича.

1593 год

Татары имели в устье Кальмиуса «город Кальмиус».

Фоменко В. К топонимике Приазовья. // Донбасс. – 1964. – №6 (цитирует документ царя Федора Иоанновича).

XVII век. Начало

На правом берегу устья реки Кальмиус у запорожцев была крепость Кальмиус.

Грушевский Д. Жданов. – Донецк, 1971.

1660 год

«На усть той речки Кальмиуса был бой большой между татарами и стрелецким отрядом Изосимы Маслова».

Акты Московского государства императорской академии под редакцией Д.Я. Самоквасова. т.3. Разрядный приказ Московский стол 1660...64. – Санкт-Петербург, 1901.

1694 год

Кошевой атаман Иван Шарпило в начале осени ходил под «город Паланку» вместе с отрядом малороссийских казаков».

Яворницкий Д. История запорожских казаков. – Санкт-Петербург, 1892.

Примечание: единственной паланкой (крепостью) в Северном Приазовье была старожитная Кальмиусская.

1734 год

Запорожские казаки строят в устье Кальмиуса новое укрепление. Рядом возникает поселение.

Голобуцкий В. Запорожское казачество. – Киев, 1957.

Полонська-Василенко Н. Історія України. Т. 1. – Київ, 1992.

Яворницкий Д. История запорожских казаков. Т. 3. – Санкт-Петербург, 1892.

Саенко Р. Из истории основания города Мариуполя. – Мариуполь, 2002.

 

Исходя из приведенной хронологической таблицы, мы могли бы начать исчисление возраста города:

а) на основании данных археологических раскопок 1928...1931 гг. с IX века, поскольку поселение салтово-маяцкой культуры в устье Кальмиуса было населенным пунктом в полном смысле этого термина (см. аспект второй);

б) со времен существование древнего города Адомахи (до 1223 года, то есть до нашествия монголо-татар);

в) со времени построения казачьего зимовника в 1500 г. (зимовник – тоже населенный пункт);

г) со времени возникновения запорожского городища в первой трети XVI века;

д) со времени первого упоминания в исторических документах, то есть с 1584 или 1593 гг. (см. аспект первый);

е) или с 1611 года, как предполагал мариупольский историк Д.Н. Грушевский.

Однако относить начало биографии города к какой-либо из указанных выше дат, кроме 1734 года, было бы слишком смелым и вряд ли корректным, поскольку не найдены достаточные документальные данные, которые бы доказали, что нет больших временных пробелов в населенности устья Кальмиуса. А наследовать пример артемовских краеведов, историков и отцов города, необоснованно увеличивших подлинный возраст Артемовска более чем на 100 лет (Донбасс. – 1991. – №6. – с. 189...191), было бы, по крайней мере, непорядочным.

Был ли Кальмиус городом в XVIII веке?

Ответ на поставленный в заголовок вопрос может быть только положительным. Обоснований тому есть немало.

Обоснование первое

Как пишут А. Скальковский, Д. Яворницкий, Н. Полонская-Василенко и В. Голобуцкий, а вслед за ними и мариупольский историк Р. Саенко, в 1734 году в устье Кальмиуса была вновь поставлена крепость. В частности, Р. Саенко сообщает: «Укрепление было поставлено на высоком мысу правого берега Кальмиуса ...Укрепление обнесли частоколом, а со стороны степи – земляным валом и небольшим рвом. Внутри находились помещения для людей и лошадей, для походной церкви...» (стр. 5).

Для сравнения приведем один из документов, касающихся подлинного строительства гор. Артемовска, который цитирует «книга о Донбассе» (стр. 178): «На речке Бахмутке построен город – (крепостца) по обе стороны реки... обнесенный стоячим дубовым острогом, в нем двое проезжих ворот; вблизи города на речке Бахмутке устроено у солеварных колодцев Изюмского полка казаков 140 сковород солеварных да разных городов всяких чинов людей 30 сковород».

Обоснование второе

Как известно, в крепости Кальмиус находился отряд запорожцев во главе с полковым старшиной. А в соответствии с военно-административным территориальным делением гетманской Украины на полки, а Запорожской Сечи – на паланки, резиденцией полковников и на Гетманщине и на территории Сечи были города.

Обоснование третье

Крепость Кальмиус была городом еще и потому, что отсюда осуществлялась административная власть над территорией большей, чем нынешняя Донецкая область.

Во-первых, отсюда велось укомплектование промежуточных станций на путях из Кальмиуса в Кош и, в пределах паланки, на пути из Коша на Дон.

Во-вторых, эта власть выражалась в обеспечении охраны тракта крепость Петровская – крепость святого Дмитрия Ростовского в пределах Кальмиусской паланки, о чем пишет Р. Саенко в работе «Из истории основания города Мариуполя» (стр. 6).

В-третьих, она выражалась в содержании почтовых станций над Белосарайским лиманом и на переправе через Кальчик, на которые следовало ежедневно направлять по 8 ямщиков с лошадьми (там же, стр. 6).

В-четвертых, она выражалась в обеспечении гарнизона продовольствием. Об этом говорит то, что 17 ноября 1768 года кальмиусский полковник Сидор Чалый рапортовал Кошу о выдаче отпускных свидетельств казакам его паланки «на три недели в Бахмут, а также в Черкасское за покупкою хлеба и соли», поскольку «ватага с Малой России, хотя и была, да без всякого навозу, только один порожняк... через что здешнего ведения казакам немалая в харчах нужность состоит» (ЦГИА Украины, ф. КЗС, д. 226, л. 52).

В-пятых, чисто административной, фискальной функцией Кальмиуса как центра одноименной паланки было взыскание в соответствии с установленным Кошем порядком обязательных пошлин со всех приезжавших и отъезжавших купцов, чумаков за переправы, за сопровождение их в пути и т.д. Находившаяся в Кальмиусе старшина взыскивала также акцизный сбор с «шинкующих казаков» за торговлю спиртными напитками на всей территории паланки, о чем свидетельствует ордер Коша Запорожского полковнику Кальмиусской паланки от 29 августа 1767 года, в котором говорится «...от каждой шинковой будки по 2 р. 50 коп., а от будки-ледовни и льоху (то есть будки-ледника и погреба – Н.Р.) по 5 рублей взыскать и те деньги з оным войсковым довбышем Головком при рапорте за реестром в Кош послать» (ЦГИА Украины, ф. КЗС, д. 231, л. 1). Административной функцией полковника и старшины была и выдача специальных разрешений («билетов») на выезд за пределы Кальмиусской паланки и Запорожской Сечи. В этом убеждает рапорт кальмиусского полковника Сидора Чалого от 17 ноября 1768 года, в котором говорится, что «ведения здешней паланки казаки, сидящие зимовниками и базарные шинкари, а горше ежечасно в паланку (т.е. крепость – Н.Р.) приходя, ступают за выдачею билетов ради покупки к неводам делей, ниток, урезов, а всего пуще за хлебом» (ЦГИА Украины, ф. КЗС, д.226, л.52).

В-шестых, Кальмиус был также и торговым центром. Доктор исторических наук профессор Донецкого Национального университета В. Пирко в работе «Материалы архива Коша Новой Запорожской сечи как источник истории Донбасса», опираясь на эти материалы, утверждает, что в Приазовье наибольшими центрами торговли в регионе были Бахмут и Кальмиусская слобода.

Существовала в Кальмиусе и судебная власть. Об одном из фактов осуществления правосудия рассказывал А. Скальковский в «Истории Новой Сечи или последнего Коша Запорожского». За то, что наймит Грицко Капустенко, находясь в нетрезвом состоянии, ранил ножом казака Никиту Тарана, ему на сходке в самой крепости вынесли приговор: «1767 года, августа 8 наказан... уломлением одной ноги».

Наконец, в крепости Кальмиус была и духовная власть, распространявшаяся и на сидевших зимовниками, и на живших рядом в слободе посполитых казаков. Ее осуществляла казачья походная Свято-Николаевская церковь, размещавшаяся в каменном, крытом соломой здании, которая, как писал епископ Феодосий, была «поставлена Запорожским казачеством давно, с незапамятных времен». («Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской епархии. Церкви и приходы XVIII столетия». Выпуск 1. Екатеринослав, 1880. стр. 322).

Таким образом, аргументов для того, чтобы назвать казачий Кальмиус городом, набралось более чем достаточно. К ним следует прибавить, что и по занятиям населения его следовало тоже относить к городам. Ведь кальмиусские казаки занимались рыбным промыслом так же, как занимались соляным промыслом казаки Изюмского полка в городе (крепостце) на Бахмутке. Только в Кальмиусе, кроме добычи рыбы, казаки вели и ее переработку. К тому же там были и сапожники, и портные, и мастера по выделке пушнины, и цирюльники, и тележных дел мастера, обслуживавшие 16 ямщицких экипажей, и представители других ремесел, не говоря уже о владельцах питейных будок и других торговцах.

Городом он был и во времена, когда после ликвидации Запорожской Сечи на ее землях вводилось новое, российское административное деление. Тогда почти вся бывшая Кальмиусская паланка стала Кальмиусским уездом, а Кальмиус – фактически центром уезда. Правда, ненадолго. Как пишет Р. Саенко в работе (стр. 7), Кальмиусский уезд в 1776 году стал именоваться Павловским. И только лишь потому, что, как писал в материалах епископ Феодосий, «губернатор Чертков со времени вступления своего в управление новооткрытою губернией ... озабочен был мыслью устроить город Павловск в честь и в память наследника престола Павла Петровича» (вып. 1, стр. 461). Заметим, что город этот он основал лишь два года спустя (справка: по «Словарю русского языка» основать город – означает начать строительством). Сделал он это в устье Кальмиуса в день святой Марии Магдалины 21 июля 1778 года, заложив лично Марии-Магдалининскую церковь, отступив лишь немного от существовавшей крепости (см. Феодосий «Материалы...» (вып. 2, стр. 319).

И никто из историков и краеведов не задал вопрос, зачем было губернатору основывать новый населенный пункт Павловск буквально рядом с уже существующим Кальмиусом и Кальмиусской слободой? Прямого ответа на него не было, хотя он лежал на поверхности. Уже через два месяца после закладки церкви, в сентябре 1778 года, появляется составленная канцелярией Черткова «Карта, представляющая Азовскую и Новороссийскую губернии с показанием смежных ко оным земель», на которую, как пишет Р. Саенко (стр. 8), был «нанесен Павловск в географической точке современного Мариуполя».

Спрашивается, ради чего на карту наносился тогда город, которого не было, и который должен был еще строиться? И еще. Ради чего с екатерининских времен (см. описание «Городов и уездов Азовской губернии» 1782 года) стали писать, что город Мариуполь построен «на пепелище древнего города Адомахи», а не на месте казачьей крепости Кальмиус? Да ради того, чтобы стереть из памяти поколений все, что говорило о казачьем Кальмиусе. Ведь Чертков, будучи верным слугой императрицы, строго проводил в жизнь установку Екатерины II на истребление «на будущее время и названия запорожских казаков».

В пользу такого заключения говорит то, что губернатор Чертков ничего больше не сделал для строительства города, кроме закладки церкви, которая так и осталась долгостроем: ее освятили лишь в 1791 году! Это во-первых. Во-вторых, даже после появления указанной карты Павловск в официальных документах как город не значился. В ведомости проводившейся тогда переписи говорилось лишь о Павловской городовой округе (Справка: по «Словарю русского языка» термин «округа» означает прилегающую к чему-либо местность). В-третьих, в пользу сделанного выше заключения говорит и то, что духовные власти назвали соборной Павловской (то есть главной в городе церковью) именно казачью Свято-Николаевскую, располагавшуюся на территории крепости (см. Феодосий «Материалы...» вып. 1, стр. 461). Таким образом, можно сделать вывод, что вся затея с основанием «города в честь и память наследника престола» нужна была для того, чтобы переименовать Кальмиус в Павловск. Но она сыграла и положительную роль: населенному пункту в устье Кальмиуса государство официально дало статус города. И если бы греки – переселенцы остались тогда жить на первоначально отведенных для них землях бывшей Самарской паланки, он бы постепенно вырос в крупный и административный, и торговый, а затем и промышленный город Павловск: слишком уж выгодным было его географическое расположение.

Однако судьба Кальмиуса-Павловска сложилась по-иному. 29 сентября 1779 года наместник царицы Г.А. Потемкин подписал ордер №2829 (распоряжение) «об отводе вышедшим из Крыма ...грекам земель» на территории бывшей Кальмиусской паланки. В нем не только указывались границы этих земель, но и содержалось предписание грекам будущий город их «именовать Мариуполь». Эта фраза, а также появившаяся 2 октября 1779 года в дополнение к ордеру №2829 карта, на которой в устье Кальмиуса вместо Павловска значился Мариуполь, и ввели в заблуждение официальных историографов. На протяжении двух веков они считали 1779 год годом основания Мариуполя. Но Потемкин в 1779 году лишь предписывал грекам ордером №2829 «город их ...построить либо на берегу Азовского моря при устье реки Кальмиуса, или при устье реки Соленой называемой Калецом».

И пока ордер Потемкина №2829 и приложенная к нему «Карта, представляющая часть Азовской губернии Мариупольского уезда, которые определяются вышедшим из Крыма грекам», неспешно двигались на юг в резиденцию азовского губернатора, город в устье Кальмиуса по-прежнему именовался Павловском (Павлоградом). Об этом свидетельствует цитата из «Материалов...» Феодосия (вып. 1 стр. 461) в которой говорится, что церковные власти 3 декабря 1779 года (то есть 2 месяца спустя после появления указанной выше карты) направили постоянным священником Свято-Николаевской, уже соборной Павловской, церкви протоиерея Романа Кошевского.

И лишь 24 марта 1780 года содержание ордера было обнародовано канцелярией азовского губернатора. Своим распоряжением №1817, продублировав ордер Потемкина, она предписала всем грекам с 1 апреля 1780 года начать переселение на вновь отведенные им земли. Длилось оно несколько месяцев, и 26 июля 1780 года выходцы из крымских городов прибыли в устье Кальмиуса, чтобы начать, как предписывал Потемкин, строить «их город». Строить на давно обжитом месте, поскольку всех, кто жил там, просто-напросто депортировали под надзором пристава в предназначавшийся ранее грекам Мариенполь (по Потемкину – Мариуполь), переименованный затем в Павлоград.

Вот так и появились, кроме 1734-го, еще три даты рождения нашего города – 1778-й, 1779-й и 1780-й годы. Характерно, что приоритет основания постоянного населенного пункта (см. аспект второй) запорожскими казаками не только замалчивался, но и оспаривался в XVIII столетии представителями Российской империи, а затем и представителями греков-переселенцев, чьи претензии на целых два века закрепила историография екатерининских времен.

Вокруг этих четырех дат спорадически возникают дискуссии мариупольских историков и краеведов. В этих дискуссиях сторонники казачьей версии настаивают, что возраст города следует исчислять со времени появления постоянного населенного пункта в устье Кальмиуса, именовавшегося тогда крепостью Кальмиус. Их же оппоненты дружно утверждают, что его надо исчислять с того времени, когда Павловск (Павлоград), а затем и Мариуполь были названы городом.

Насколько ошибочной является такая точка зрения, нетрудно убедиться, даже бегло ознакомившись с историей градообразования на основании следующих двух прилагаемых таблиц:

Сведения о городах бывшего СССР

№№ п/пНазвание городаИзвестен с какого времени или основанСтал городомПримечания
1.Арзамас15791779 
2.Богуслав11951938 
3.Борисполь15901956 
4.Борислав13781940 
5.Винница13631793 
6.Вышгород9461968 
7.ГаличX век1940 
8.Глухов11521782 
9.Загорск13401930 
10.Изяслав11271795 
11.Камень-КаширскийXII век1791 
12.Канск16261822вырос из острога
13.КоломнаXIIвек1781
14.КоростышевXIIвек1938
15.Корсунь10321938 
16.Красноярск16281822вырос из острога
17.Лохвица13201781 
18.Лубны11021783 
19.Остер10981967 
20.Пирятин11551781 
21.Пропойск11501945 
22.Томск16041804вырос из острога
23.Фастов13901938 
24.Хорол10831781 
25.Черкассы13941795 
26.ЧигиринXVIвек1795
27.Шлиссельбург13231702 
28.Омск17161804вырос из острога
29.Орск17351865вырос из крепости
30.Хабаровск18581880вырос из военного поста
31.Бийск17091782 
32.Таганрог16981775вырос из крепости
33.Ейск17701840вырос из военных укреплений

Источник:

УРЕ. т. 1...16. К., УРЕ, 1987.

Сведения о городах Донецкой области

№№ п/пНазвание городаОснован как:Год основанияПолучил статус города
1.Авдеевкасело17781956
2.Амвросиевкапристанционный поселок18691938
3.Артемовскказачья сторожа15711783
4.Волновахапристанционный поселок18811938
5.Горловкашахтерский поселок18671932
6.Дебальцевопристанционный поселок18781938
7.Дзержинскхутор18101938
8.Добропольехутор18591953
9.Донецкпоселок18691917
10.Дружковкапристанционный поселок18781938
11.Енакиевозаводской поселок18831925
12.Константиновкапристанционный поселок18701932
13.Краматорскпристанционный поселок18681932
14.Красноармейскпристанционный поселок18801938
15.КрасныйЛиман крепость16671938
16.Макеевкаказачья слобода17771925
17.Марьинкасело18441977
18.Никитовкаказачий зимовник (ныне в составе Горловки)нач.XVII в.с 1938 в сост. Горловки
19.Новоазовскказачья станица18401960
20.Селидовосело17821956
21.Славянсккрепость16761794
22.Снежноезаезжий двор17841938
23.Старобешевосело1780?
24.Тельмановонемецкая колония18351932
25.Торезсело17831932
26.Харцизскслобода17831938
27.Шахтерскслияние3-х поселков19531953
28.Ясиноватаяпристанционный поселок18721938

Источники:

  1. История городов и сел Украинской ССР. Донецкая область. К., УРЕ, 1970.
  2. УРЕ. т. 1...17. К., УРЕ, 1987.

 

Эти таблицы необходимы еще и потому, чтобы показать, с какого именно времени начинается история города. Потому, что кое-кто из историков и краеведов настаивает, что история Мариуполя начинается с того времени, когда он получил статус города. А период с 1734 по 1778 год, когда в устье Кальмиуса существовала как населенный пункт казачья крепость, называют предысторией города. Это мнение их ошибочно еще и потому, что употребляют они термин «предыстория» ошибочно. Ведь по отношению к населенному пункту он означает все то, что предшествовало его возникновению и развитию.

Следовательно, возраст города надо исчислять со времени его возникновения как населенного пункта, то есть со времени построения крепости Кальмиус и по примерам, указанным в таблицах, писать: основан в 1734 г.; город – с 1778 г.

 

Дата публикации:

21 декабря 2003 года

Электронная версия:

© Сумбур. Страны и города, 2001


В начало сайта | Личности | Худ. литература | Страны и города | Деликатес | Разное
© МОО «Наука и техника», 1997...2017
О журналеКонтактыРазместить рекламуПравовая информация
Яндекс цитирования сайта smbr.ru
Яндекс.Метрика